Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новокаякентская средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Новокаякентская СОШ» жамалутдинова М.Д. 7 7. ПРОГРАММА Создание условий для языковой и социокультурной адаптации детей-мигрантов в условиях образовательной организации ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Создание условий для Цель Задачи адаптации и социализации детей мигрантов в условиях образовательной организации 1. Осуществить психолого - педагогическую поддержку детеймигрантов в образовательной среде школы 2. — Организовать в — школе — образовательную — среду, способствующую позитивному восприятию и пониманию, поддерживающую — интерес к культурам — различных — этносов, направленную на межкультурную интеграцию; 3. Создать условия для интенсивного овладения русским языком 4. Организовать мониторинг процесса адаптации детей-мигрантов Объект и Объект: учащиеся школы — дети-мигранты предмет Предмет исследования: условия, необходимые для успешной адаптации исследования | детей-мигрантов Ожидаемые 1. Разработаны — и — внедрены — программы —— индивидуального результаты сопровождения детей — мигрантов 2. Создана единая целостная система (модель) работы образовательной организации по обеспечению социальной адаптации детей — мигрантов 3. Разработаны учебно — методические комплекты для интенсивного овладения русским языком 4. Обеспечено бескризисное протекание процесса адаптации детей мигрантов Этапы Подготовительный: реализации ® — Создание информационной базы данных детей - мигрантов; проекта ® Подготовка анкет, измерительных материалов для определения актуального состояния: образовательного уровня детей, уровня здоровья, устной и письменной речи, уровня психического развития, социального статуса; Ф — Изучение теоретико-методологического обоснования педагогической поддержки детей- мигрантов в ОО. Разработка нормативно-правовых документов ОО по педагогической поддержке детей-мигрантов. Разработка индивидуальных программ психолого- педагогической поддержки в соответствии с направлениями — деятельности: образовательная, воспитательная, диагностическая, консультативная, коррекционно- развивающая, профилактическая деятельность. Разработка механизма управления проектом. Реализационный: — Включение детей — мигрантов: - в образовательные мероприятия школы, в т.ч. внеурочную деятельность - в систему дополнительного образования школы и села в соответствии с интересами и запросами учащихся и родителей (законных представителей) ® — Организация коррекционно-развивающей деятельности: - по развитию устной и письменной речи ребенка. - по развитию коммуникативных навыков, социальной адаптации, 2 социализации детей-мигрантов. Консультативная деятельность детей, родителей (законных представителей), педагогов по поддержке детей-мигрантов. Оказание социальной помощи и поддержки ребенка-мигранта и его семьи. Аналитический (по итогам учебного года): мониторинг реализации индивидуальных программ адаптации детей - мигрантов; оценка уровня адаптации и эффективности психолого педагогического сопровождения Концепция период до 2025 ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ государственной миграционной политики Российской г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации Федерации на и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. В контексте социального заказа государства именно школа должна стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны. Образовательное учреждение и семья — важнейшие институты первичной социализации. В общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Во взаимодействии взрослых с детьми, детей друг с другом происходит формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов, возникает возможность для предъявления детям социально значимых норм и способов поведения. Все это позволяет предположить, что эмоциональное благополучие коллектива при интеграции в него ребенка из семьи мигрантов возможно прежде всего при условии взаимодействия взрослых участников образовательного процесса — педагогов и родителей воспитанников. Дети из семей мигрантов испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, что приводит к различным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации. Многие дети из семей мигрантов демонстрируют удовлетворительное отношение к учебе, слабую инициативность, отклонения личностного развития (заниженная самооценка, повышенная тревожность, сниженное — самочувствие, активность, настроение; имеют — место — проявления агрессивности, нарушения поведения, изменения мотивационно-потребностной сферы, негативное отношение к содиокультурным нормам других народов). Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют разработки комплекса мер педагогической, психологической и социальной поддержки, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания и успешную социализацию. Отсутствие целенаправленной системной работы в школе по сопровождению детей — мигрантов обуславливает возникновение языковых и социокультурных барьеров, которые мешают успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности. Реализация данной программы позволит снизить риск дезадаптации и обеспечить успешную интеграцию детей из семей мигрантов в иное социокультурное пространство. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Цель проекта: Создание условий для адаптации и социализации детей мигрантов в условиях образовательной организации Задачи проекта: 1. Осуществить психолого - педагогическую поддержку детей-мигрантов в образовательной среде школы 2. Организовать в школе образовательную среду, способствующую позитивному восприятию и пониманию, поддерживающую интерес к культурам различных этносов, направленную на межкультурную интеграцию; 3. Создать условия для интенсивного овладения русским языком 4. Организовать мониторинг процесса адаптации детей-мигрантов Программа позволит обеспечить сохранность психического здоровья, успешность вхождения в инокультурную среду класса, школы, города детей — мигрантов, эффективно организовать работу по комплексному сопровождению семей специалистами школы. Разработка форм совместной деятельности для реализации проекта будет способствовать установлению позитивного диалога всех участников образовательного процесса, приобретению опыта продуктивного взаимодействия. Данная программа представляет собой организационно — педагогическую модель организации психолого — педагогического сопровождения детей - мигрантов в условиях общеобразовательной школы. Модель базируется на имеющемся опыте работы школы, представляет собой систему организации работы и взаимодействия всех ОСНОВНЫХ участников образовательных отношений любой образовательной организации и может быть использована в практике работы КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ 1. В основе программы лежит актуальность и социальная значимость поднятой проблемы, необходимость создания благоприятных условий для возможности получения качественного образования и успешной интеграции в многонациональное поликультурное пространство России. 2. Программа имеет ярко выраженную личностно ориентированную и деятельную направленность, что создает условия для успешной адаптации, развития и становления личности каждого ребенка, его психологического комфорта и защищенности. Он способен обеспечить условия для создания такого воспитательного процесса, который поможет заложить фундамент толерантного сознания высоконравственной личности. 3. Деятельностный подход реализуется через организацию таких педагогических воздействий, которые позволяют детям стать активными участниками образовательного и воспитательного процессов. 4. Общие принципы гуманистического подхода отражаются во взаимном доверии и уважении между всеми участниками программы. Прежде всего, это проявляется тогда, когда общение становится необходимым, интересным всем; когда ребенок занимает активную и творческую позицию. Это составляет естественный эмоциональный фон толерантным проявлениям и чувствам, способствует раскрытию личности, воспитанию позитивных моральных качеств. 5. Специфические педагогические условия реализации программы, способствующие благоприятному протеканию процесса адаптации в инокультурное пространство социума: - создание комфортной среды, которая характеризуется взаимным доверием и уважением, открытым и доброжелательным общением, обеспечением — чувства защищенности каждого ребенка. - формирование комплекса знаний, умений и навыков толерантного поведения у детей. То есть представлений школьника о толерантных отношениях, эмоциональных человеческих состояниях и их причинах; формирование доброжелательного, терпимого отношения к себе и окружающим, способности к эмоциональной чувствительности и принятию своеобразия каждого человека. - применения соответствующих педагогических методов и приемов для эффективной реализации поставленных целей: игры, этических бесед, проблемных ситуаций, знакомства с произведениями художественной литературый др. 6. Принцип культуросообразности — заключается в учёте родной культурной и этнической среды ребенка. Данный принцип отражается в интеграции воспитательных усилий со стороны образовательного учреждения, семьи, социальных партнёров. Воспитание толератности строится на умении строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. 7.Принцип новизны заключается в консолидации всех ресурсов школы и обеспечении системного характера этой работы. 8. Принцип целостности программы отражен в последовательности и логике каждого раздела и обоснованности планируемых действий. 9. Принцип жизнеспособностипрограммы обоснован реальностью его реализации силами педагогов, родителей, учащихся, всех социальных партнеров, а также высокой востребованностью подобных форм работы с детьми и семьями такой категории, заинтересованностью широких кругов общественности в утверждении толерантной модели поведения граждан, проживающих в многонациональной стране. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Системообразующим компонентом работы школы по социокультурной адаптации детей — мигрантов является мероприятия, акции, организуемые членами ученическогой педагогическогосообщество школы, приобщая всех учащихся в т.ч. вновь прибывших детей — мигрантов к межнациональному, межкультурному диалогу посредством организованной целенаправленной деятельности. Это позволяет считать достижимыЫМИ такие результаты в личностном успешная адаптация развитии И учащихся интеграция - мигрантов В как: учебно -воспитательный процесс образовательной организации; качественное улучшение результативности обучения; снижение риска возникновения фактов правонарушений; формирование представления о себе, как уникальном и значимом носителе культурных ценностей своего народа; преодоление «образа чужака» через освоение способности воспринимать и ценить культурные традиции других народов; применение учащимися полученного социального опыта в повседневной ЖИЗНИ; расширение знаний о культуре народов Российской Федерации; повышение уровня толерантности у школьников; формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме; развитие способности к межнациональному взаимодействию; развитие способности к толерантному — общению, к — конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения В ходе реализации программы: Будет создана единая целостная система (модель) работы образовательной организации по обеспечению социальной адаптации детей — мигрантов Будут разработаны и внедрены программы индивидуального сопровождения детей - мигрантов Будут разработаны учебно — методические комплекты для интенсивного овладения русским языком Будет обеспечено бескризисное протекание процесса адаптации детей - мигрантов Будут созданы условия для развития благополучной среды межнационального общения в школе и за её пределами Будет обеспечено активное включение родителей детей — мигрантов в процесс адаптации РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Нормативно — правовое обеспечение Федерального уровня: - Конституция Российской Федерации; - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»; - Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 3, 4, 5, 67, 105, 106, 107); - Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № - 1807-1 (в редакции от 12.03.2014); Закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 10, 31); - Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» июня 2005 г. № 53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013); от 01 - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643); - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644); - - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645); - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 08-548 — «О приеме в общеобразовательные учреждения»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 06.02.2014 № 09-148 «О направлении материалов» — «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Организационное информативно — правовое обеспечение: -внесение промежу точной изменений аттестации в Положение о стимулировании детей-мигрантов в период педагогов, адаптации, в локальные акты о в должностные обязанности; -проведение родительских собраний, - издание приказов по основной деятельности и других распорядительных документов. Кадровое обеспечение: - привлечение педагогического потенциала (классных руководителей, педагогапсихолога, логопеда, социального педагога), обучащихся, специалистов по работе с детьми-мигрантами (волонтеры), членов совета школы, родительской общественности. 8 В ходе реализации программы необходимо обеспечить повышение квалификации учителей русского языка и литературы, социального педагога, педагога - психолога по организации работы с детьми — мигрантами. Материально-техническое и финансовое обеспечение: - техническое оборудование: компьютерная и мультимедийная техника, фото и видеоаппаратура, - обеспечение доступа в сеть Пиетпег; - наличие учебных кабинетов для проведения занятий и внеурочной работы, - наличие учебников и методических пособий, электронных образовательных ресурсов ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ - МИГРАНТОВ Система работы по сопровождению детей — мигрантов в рамках школы организуется по следующим ® направлениям: социальное сопровождение информационная деятельность правовое просвещение психологическое педагогическое направление направление Таблица 1 Организация сопровождения детей-мигрантов по направлениям Социальное сопровождение Мероприятия (содержание деятельности) Социальная диагностика (обследование социально — бытовых условий, материального положения и т.д.) Организация материальной поддержки семьям детей — мигрантов Консультирование по вопросам организации социальной поддержки Выявление учащихся с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей Формы проведения Анкетировани е Посещение семей Материальная ПОМОЩЬ Беседа Наблюдение Сроки Ответственные По мере Социальный поступления | педагог, классные в школу руководители По мере необходимо сти В течение учебного года В течение учебного года Информационная деятельность Информирование родителей Беседа, В течение (законных представителей) об информаци | учебного организации образовательного онные года процесса школы, о системе буклеты дополнительного образования Советшколы ОО Социальный педагог, классные руководители Социальный педагог, педагог — психолог, классные руководители Социальный педагог, классные руководители города, о мерах социальной поддержки Правовое просвещение Организация профилактических Лекции, В течение мероприятий по вопросам: беседы, учебного жестокого обращения с детьми, конкурсы, года употребления ПАВ и акции наркотических средств, предупреждение дорожно — транспортного травматизма и т.д. Психологическое Мониторинг личностного ребенка развития Социальный педагог, классные руководители, специалисты органов системы профилактики, медицинские работники направление Диагностик При а поступлении ребенка в ОО, в ходе реализации 10 Педагог —-психолог индивидуаль ной программы сопровожде НИЯ Определения уровня психо — Диагностик При эмоционального состояния, адаптации а поступлении ребенка в Педагог —-психолог ОО, по итогам реализации индивидуаль ной программы сопровожде НИЯ Психологическое консультирование родителей Беседа Психологическая коррекция и Беседа, помощь в социальной адаптации тренинг В течение учебного года В течение Педагог —-психолог Педагог —-психолог — | учебного года Педагогическое Изучение интересов, способностей, направление | Анкетиров достижений учащегося При Классные ание, поступлении руководители, собеседова в школу психолог ние, Ознакомление учащегося с образовательно —-воспитательным портфолио Беседа, При | презентаци | поступлении пространством школы и города для я реализации способностей и интересов Составление и ведение в школу, в льная сопровождения педагоги течение года | дополнительного образования По Классные Индивидуа индивидуальной программы Классные руководители, окончании руководители программа | диагностико мотивацион Организация интенсивного изучения ного этапа В течение Классные льная учебного руководители, работа на года педагоги — Индивидуа русского языка (при необходимости) | уроках, предметники индивидуа льные внеурочны © занятия Включение учащихся в мероприятия ОО согласно плану воспитательной работы Мониторинг успешности освоения В течение учебного года | Текущий 1 В течение Заместитель директора по ВР, классные руководители Заместители ООП контроль, промежуто чная аттестация 12 учебного года директора, классные руководители ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ — МИГРАНТОВ Деятельность ОО по сопровождению процесса адаптации детей мигрантов в социокультурную среду включает в себя 3 этапа: диагностический, образовательноразвивающий, коррекционный До начала организации работы ОО по сопровождению ребёнка осуществляется ряд процедурных мероприятий: - зачисление в ОО (приём заявления и пакета необходимых документов в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования») - перевод отметок, полученных в период обучения ребёнка в другом государстве в действующую систему оценивания (согласно письма Международного департамента Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 1611204 «О соответствии оценок») № Таблица 2 Циклограмма деятельности ОО по сопровождению детей - мигрантов Мероприятие Цель | Сроки Ответственные | Диагностический 1 Диагностика уровня Выявление уровня | Первая владения русским языком | владения русским | начала Языком средством неделя с | Учителя обучения | русского языка как | в ОО коммуникации 2 | Обследование — — бытовых социально | Определение Первая неделя — условий, | уровня начала обучения | педагог, материального социального положения материального и | в ОО с | Социальный классные руководители положения семьи учащегося 3 | Диагностика личностного | Определение Первая - вторая | Социальный развития ребенка уровня психо - | неделя с начала | педагог, педагог эмоционального обучения в ОО психолог, СОСТОЯНИЯ, классные адаптации руководители Выявление учащихся (о девиантным 4 поведением | Изучение интересов, | Определение способностей, личностного достижений учащегося потенциала Вторая неделя с | Классные начала обучения | руководители, в ОО психолог школьника 5 | Промежуточная аттестация, контроль 1 Согласно Классные календарного руководители, успешности графика школы, | заместители освоения ООП учебного плана | директора Образовательно - развивающий Консультирование вопросам Определение текущий | уровня по | Правовое В организации | просвещение 13 течение (по запросам) года | Социальный педагог, социальной поддержки семей Индивидуальные Информирование родителей беседы, родительские собрания об организации образовательного процесса школы, (о системе дополнительного образования города Организация дополнительных занятий по изучению русского языка Родительские собрания «Безопасность в быту», «Предупреждение жестокого обращения с детьми», «Предупреждение суицидальных попыток среди несовершеннолетних», «Ранние признаки употребления ПАВ», классные руководители В течение года Социальный педагог, классные (законных представителей) руководители Овладение русским — языком как средством коммуникации Организация профилактических мероприятий С первой недели обучения Учителя русского языка В течение учебного года Классные руководители, социальный педагог, инспектор ОДН, специалисты Следственного комитета, ФСКН «Правила внутреннего распорядка учащихся», «Служба примирения. Задачи. Формы работы», «Информационная безопасность детей» Классные часы, беседы: «Сила России — в единстве народов», «Мир без конфронтаций. Учимся решать конфликты», «Умей сказать — НЕТ», «Терроризм — зло против человечества» «Национальность без границ», «Быть принятыми другими не значит быть как всё», «Закон и правопорядок», «Незнание закона не освобождает от ответственности» «Оглянись на свой поступок», Информирование (о формах организации Включение учащихся В 14 В первого течение месяца Классные руководители, внеурочной деятельности | систему обучения педагоги в ОО, — учреждениях | дополнительного дополнительного образования ОО и образования города Составление и ведение | Обеспечение Третья — неделя индивидуальной индивидуального | обучения в ОО, в программы сопровождения течение года сопровождения учащегося дополнительного образования Включение в систему | Формирование образовательно — | активной позиции, воспитательных предоставление мероприятий школы возможности для реализации способностей и интересов учащегося Классные руководители, педагоги дополнительного образования Коррекционный Психологическая | По Индивидуальное консультирование учащихся и коррекция по - | психолог в | запросам социальной адаптации — учебных | Материальная принадлежностей, одежды итогам | Педагог И | диагностик, родителей | помощь (законных представителей) Приобретение В течение года и поддержка т.д По запросам Совет школы ОО семьям для | детей - мигрантов нуждающихся детей Проведение Коррекция В индивидуальных занятий | знаний, по учебным предметам компетенций течение года | Заместители по необходимости школьника, директора, — | учителя - предметники профилактика неуспеваемости Следует говорить на отметить, родном что языке, важно сохранить интеллектуальные для и учащихся-мигрантов эмоциональные возможность контакты со своей культурой. В этом случае школьная программа должна включать в себя деятельность, связанную с изучением — национальных культур всех участников образовательного процесса. В идеале необходимо сформировать подлинное двуязычие и поликультурность, с помощью которых достигается освоение языков 15 и гармония культур. Таблица 3 Мероприятия в рамках деятельностиученического и педагогического сообществ школы по межнациональному, межкультурному диалогу посредством организованной целенаправленной деятельности. Мероприятие Организационные собрания по планированию работы на год Дата Ответственные Сентябрьоктябрь Подготовка мероприятий: Согласно Заместитель директора по ВР, соцпедагог Культурномассовый центр - изучение культуры традиций своего народа плана - изучение фольклора на родном языке - подготовка презентации - знакомство с биографией ярких представителей своего народа - встреча с представителями национальных общественных организаций - подготовка изучение их национальных костюмов, истории - мастер — классы родителей, как носителей культурного наследия, по изготовлению предметов народных промыслов, национальных блюд - изготовление учащимися совместно с родителями моделей архитектурных сооружений -культурного наследия народов России, предметов народных промыслов, Проведение мероприятий с участием национальных общественных объединений: - концерты - выставки - фестиваль «Дружба народов» и т.д. Представление результатов деятельности: - выставки народных промыслов «Город мастеров», «Русь мастеровая» и т.д. - выставка народных костюмов - выставка макетов храмов, мечетей, «Культурное наследие народов России» - образовательные тематические праздники плана Культурномассовый центр В течение года Культурномассовый центр Ноябрьдекабрь, апрель Мастерская «Этнодизайн», Согласно «Рождество Христово», «Мусульманские праздники» Презентация деятельности Клуба: - экскурсии для учащихся школы и социальных партнёров (воспитанников ДОУ и их родителей (законных представителей) - участие в муниципальных фестивалях и конкурсах «Россия — Родина моя», «Хоровод дружбы» Рефлексия деятельности (социальные опросы, анкетирование, мониторинг). Апрель музей народного творчества Замдиректора по ВР, соцпедагог, члены Совета ШКОЛЫ 16 МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ Реализация программы вызывает необходимость создания проблемно-творческой группы, введения образовательного мигрантов: следующей процесса, управленческой которая будет — схемы действовать взаимодействия в период участников адаптации детей- Директор Заместители директора Педагог - Педагог - организатор предметник У Рабочая группа & Психолог Социальный педагог Классный руководитель Рис.1 Схема управления адаптацией Рабочая группа под руководством заместителя директора и контролем со стороны руководителя образовательнойорганизации разрабатывает и осуществляет подбор диагностических методик, тестовых заданий для определения уровня знаний, психологических особенностей, эмоционального состояния детей; определяет содержание периода адаптации, план мероприятий, условия их реализации; решает оперативные вопросы адаптации. 17 ЛИТЕРАТУРА 1. Адаптация детей мигрантов в школе. Центр молодежных исследований. ВШЭ. Г.СанктПетербург. Бир://уошйВ5е.5рЬ.пи/айаргастуа-йегеу-пиетапоу-у-5бКо!е 2. Адаптация детей-мигрантов в условиях образовательной организации, реализующей программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. Методические рекомендации — ГБУДПО «институт развития образования Пермского края», 2015 3. Бойко В.В. Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, Бер://с1еаБага.ти/д0с/3583 1 .Бет1. 4. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СПб., 2002. С.113 5. Кадочникова Г.А. Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города. г.Челябинск, ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М.Горького», 2010. 6. Каменский А.М., Смирнова 3.Ю.Внеурочные формы как альтернативные формы образования — М., 2006. 7. Кун М,, Макпартленд Т. Кто я?. Модификация Румянцевой Т.В. Бр:/Лм.рититевтоу то/ес1/ 1 8. 8. Макаров А.Я., Социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательной среде. Научная библиотека диссертаций и авторефератов «ПвветСайитр:/ЛучучШвзветса!.сот/сотепу5 от оКигтпауа-айаргат в уа-йеге-пиетапгоу-уобтахоуатето1-5тейе х77ЗЕ20еС№Оо 9. Методические рекомендации по социокультурной адаптации мигрантов (иммигрантов) и принимающего общества в образовательной среде Республики — Корелии. Ыер://до.репйосв.ти/Йос5Лпйех-3845 74. Бет! 10. Печатникова Л. Обучение детей-мигрантов: французский опыт.// «Первое сентября, № 2, 2014, стр. 27-28. 11. Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности. Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др., М.:МГ`У им. М.В. Ломоносова, 2003. 12. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 18